Промышленный туризм в России сегодня – это тренд. Каждый день на карте российской промышленности открываются новые точки – интересные предприятия, которые можно увидеть своими глазами. Именно этому активно развивающемуся направлению мы посвящаем новую рубрику, которую будет вести известный в нашей индустрии профессионал Сергей Рыжов, генеральный директор агентства MICE Market и инициатор проекта «ПромТуризм в РФ». Обещаем, что общение будет очень информативным, увлекательным и полезным.
СЕРГЕЙ РЫЖОВ: Эта рубрика станет своеобразной экскурсией по промышленным объектам страны. А в любой экскурсии важно сделать качественное введение, провести инструктаж и определить точки по маршруту. Первая статья – навигатор по нашему будущему путешествию. Рубрику «Промышленный туризм» мы начинаем с освещения пользы промышленного туризма для MICE-индустрии. Давайте поговорим о том, как этим инструментом пользоваться корпоративным заказчикам и MICE-агентствам для достижения поставленных целей во время своего промпутешествия.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Промышленный туризм как направление родился, конечно, не вчера. Мне нравится история, что основоположником этого направления в России был сам Петр I. Именно он отправлял наших промышленников, ученых и различных деятелей за границу в своеобразную бизнес-миссию для изучения опыта создания промышленных предприятий. В последующем в Российской империи создавались крупнейшие промышленные центры. И, уже достигнув определенных результатов, Петр I приглашал иностранцев посмотреть на опыт (реверсная бизнес-миссия). Здесь мы с вами видим как раз прямую организацию MICE-туризма и эффект от него: это направление дарило участникам не только новые впечатления, но и результат. В Советском Союзе промышленный туризм был идеологическим инструментом. В каждом регионе проводили производственные экскурсии, а бюро путешествий и экскурсий предлагали целые направления, связанные с показом производств. В современной России мы решили возобновить эту практику. Проект промышленного туризма стартовал около 10 лет назад. В Самарской области наша компания MICE Market написала методические рекомендации по развитию промышленного туризма в России. Сегодня эти рекомендации используются по всей стране для создания промышленных туров, которые мы можем посещать, чтобы увидеть вживую реальные процессы производства разных отраслей, а также изучить те уникальные компетенции, которыми обладают наши специалисты.
ПРОМТУРИЗМ В ЦИФРАХ
В современной России проект активно развивается последние четыре года. За это время в него вошли 82 региона нашей страны и более 2 000 предприятий создали собственные экскурсии. Турпоток вырос до двух миллионов человек.
МОТИВАЦИЯ ОТКРЫТОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Конечно, большинство предприятий идет в промышленный туризм для решения задач по профориентации, работы с местным населением или актуализации вопросов экологичности своего производства. Но сегодня все чаще мы видим, что предприятия готовы принимать бизнес-группы, они интересуются предпринимателями из других регионов и с радостью встречают корпоративных клиентов. Политика открытости работает, экскурсии создаются не вокруг станков, а вокруг смыслов, которые доносят профессиональные экскурсоводы и специалисты.
Разберем, какими форматами может пользоваться MICE-отрасль совместно с промышленным туризмом.
ПРОМТУР – ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОЙ ПРОГРАММЫ
Самый популярный кейс – это посещение промышленного предприятия в качестве объекта культурной программы. Например, вы организуете конференцию, мероприятие по обучению или поощрительный тур в одном из регионов. Остается свободный день на культурную программу, и встает вопрос: чем заняться? Посмотреть традиционные культурные достопримечательности или посетить объект промышленного туризма?
Мы видим тенденцию, что все чаще организаторы выбирают производство как точку посещения. Для этого есть несколько причин. Во-первых, посещая промышленные предприятия, вы вряд ли сможете повторить этот визит в качестве физического лица. Во-вторых, промышленное предприятие олицетворяет жизнь региона, его характерную промышленность. Ну и в-третьих, увидеть, как работают процессы на промышленном предприятии всегда интересно, а возможности наладить взаимоотношения, узнать чуть больше о бизнесе, дают участникам новые перспективные связи и контакты.
ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ПОЕЗДКИ (ИНСЕНТИВЫ)
Промышленный туризм может стать целью организации поощрительного тура. Наша страна – это огромный индустриальный центр. В разных уголках и регионах спрятаны уникальные производства, которые можно увидеть только у нас. В этой ситуации чаще всего рассматриваются объекты, к посещению которых требуется готовиться. Целью может стать посещение космодрома «Восточный», или одного из металлургических заводов, где откроется потрясающая картинка льющегося металла и работающей домны, или месторождения, где можно увидеть добычу полезных ископаемых и процесс золотодобычи. Такие производства могут стать целью планирования клиентских мероприятий или организации поощрительных туров для лучших сотрудников.
БИЗНЕС-ТУРЫ ПО ОБМЕНУ ОПЫТОМ
Конечно, при работе с корпоративным сегментом мы всегда делаем упор на бизнес-цели, которые перед собой ставит заказчик. Сегодня промышленный туризм дает возможность не только погрузиться в производственный процесс, но и повысить компетенции в сфере корпоративного управления. На карте промышленного туризма открываются предприятия, готовые делиться опытом. И это доступно не только для промышленников, но и для специалистов сектора услуг. Нарабатываются лучшие практики бережливого управления, логистики, HR-политики. Предприятия готовы делиться опытом по работе в продажах, использовании искусственного интеллекта в своей отрасли, а также внедрении IT-систем. В зависимости от запросов можно подобрать предприятия-лидеры, которые смогут ответить на интересующие вопросы.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Важно понимать, что производство – не классический туробъект. Процесс подготовки посещения занимает от двух недель, а иногда и больше месяца. Особую роль здесь занимает проверка службы безопасности и согласование всех необходимых условий. Важно знать, что промышленные предприятия работают по графику, и организация экскурсий связана с работой конвейеров, режимом работы сотрудников и цехов. Часто предприятие готово принять только в будние дни и днем. Еще одним важным критерием является количество посетителей на предприятии. Комфортная группа – от 10 до 20 человек. И в случае, если предприятие не может организовать посещение двух цехов параллельно, визит будет разбит на разные дни, то есть группы поедут на несколько альтернативных предприятий.
Промышленный туризм – непростое направление, но очень интересное, и благодаря серии статей мы будем погружаться в территории, рассматривать интересные бренды и корпорации, смотреть на предприятия абсолютно разных отраслей и рассказывать о том, с какими целями их можно посещать и добавлять в продукты MICE-туризма. Нам откроется абсолютно новый мир промышленности, и мы узнаем об истории настоящих профессионалов и будущих перспективных отраслей нашей страны.
На этом наш инструктаж окончен, одеваем #Бизнес_в_каски и вперед – на завод!
Собирая материалы для публикаций, мы много путешествуем, как с группами Business Community MICE&more, так и в формате пресс-туров. Из этих поездок мы привозим массу полезной информации для нашей аудитории – для всех, кто имеет отношение к организации мероприятий и деловых поездок.
Сочи - гастрономическая столица юга России. И действительно, такое количество интересных концептуальных ресторанов на любой вкус сложно встретить где-то еще. Делимся с вами экспертным мнением нашего партнера – основателя и руководителя сочинского агентства EVENTMORE Екатерины Захаровой. Берите рекомендации в работу!
Хотите выглядеть так же женственно и ярко, как героиня обложки нашего весеннего номера? Или примерить на себя элегантный белый костюм, в котором Лина Москвина берет интервью у Анастасии Молочковой на страницах этого же журнала? Знакомим вас с нашим партнером – брендом "Maison Kaleidoscope".
21 марта в Москве, в отеле «САФМАР Аврора Люкс», состоялась VI выставка B2B проекта BEST RUSSIA, посвящённая лучшему, что есть в отечественной индустрии туризма. В двухдневной программе приняли участие порядка 350 профессионалов туриндустрии из 35 регионов России.
Личная встреча с MICE-заказчиком – это хорошо, но регулярные встречи и общение с широкой аудиторией MICE-заказчиков еще лучше, – так считают эксперты проекта BE IN RUSSIA и регулярно собирают воркшопы в разных городах России, самые масштабные дважды в год проходят в Москве.
17 марта 2025 года крупнейшая гостиничная сеть представила свои отели и санатории на ежегодном событии, которое собрало на площадке AZIMUT Сити Отель Олимпик Москва 4* представителей различных компаний, агентств, туристических операторов, а также руководителей всех отелей и санаториев AZIMUT Hotels.