Эксперты компании «Аэроклуб», лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, проанализировали спрос на зарубежные командировки у представителей бизнеса в 2023 году и выяснили, как он изменился, в какие страны стали летать сотрудники российских компаний и каким классом.
По данным исследования, в III квартале 2023 года деловые путешественники из России на 16% чаще приобретали авиабилеты за рубеж, чем годом ранее (-50% к 2019), а всего за 10 месяцев текущего года рост спроса на зарубежные командировки составил 38% (-53% к 2019). Таким образом, доля международных перелетов в рамках командировок сотрудников российских компаний составила 16%, что на 7% ниже, чем в «допандемийном» 2019 году (15% в 2022). Средняя продолжительность зарубежных командировок, так же как и в 2019 году, составила шесть дней (8 дней в 2022).
«Мы продолжаем следить не только за объемами авиабилетов, которые ограничены, в том числе, количеством международных рейсов, но и такими индикаторами возвращения к «допандемийной» реальности, как горизонт планирования, продолжительность командировок и число возвратов авиабилетов. Многие из этих показателей уже вернулись в норму и свидетельствуют о стабилизации рынка делового туризма», – поделилась Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб».
Средняя стоимость авиабилетов за рубеж в III квартале 2023 года в экономклассе осталась на уровне прошлого года и составила 45 тысяч рублей за перелет в одну сторону (+109% к 2019). Перелеты бизнес-классом подорожали к прошлому году на 44% и в среднем стоили 198 тысяч рублей за перелет в одну сторону (+103% к 2019). При этом эксперты отметили падение спроса на перелеты бизнес-классом на 11% к прошлому году (-59% к 2019), таким образом, их доля составила лишь 8% (11% в 2022, 10% в 2019).
Самыми популярными городами для перелетов бизнес-туристов в III квартале 2023 года стали Белград (+211 к 2022, +1492% к 2019), Стамбул (-21% к 2022, +22% к 2019) и Алматы (-4% к 2022, -6% к 2019). Тем не менее, наибольший поток деловых путешественников отправился в Турцию, Китай и Казахстан. Причем если спрос на командировки в Турцию сократился по сравнению с прошлым годом на 13% (+22% к 2019), то число перелетов в Китай превзошло «допандемийные» показатели на 137%. Таким образом, Китай лишь незначительно уступил Турции, доля которой сократилась до 13% (17% в 2022, 5% в 2019), и завоевал в III квартале 2023 года долю в 12% (1% в 2022, 2% в 2019). Востребованность перелетов в Казахстан упала на 17% (-13% к 2019), а доля сократилась с 15% до 11%. Сербия, лидировавшая во втором квартале 2023, потеряла треть деловых путешественников из России и переместилась на четвертое место (+211% к 2022, +1476% к 2019). Также в топ-10 популярных у представителей бизнеса стран вошли Узбекистан (-10% к 2022+55% к 2019), Республика Беларусь (0% к 2022, -54% к 2019), Армения (-8% к 2022, +6% к 2019) и ОАЭ (+18% к 2022, +56% к 2019). Замыкают топ-10 две европейские страны – Италия и Нидерланды, спрос на командировки в которые вырос по отношению к прошлому году на 92% и 327% соответственно (-62% и 48% к 2019).
«Спрос на командировки в Китай был ожидаем, однако мы не думали, что он так быстро окажется в лидерах, принимая во внимание, что ранее он не часто попадал в топ-20 самых востребованных стран. Также на 11 и 13 местах оказались Индия и Южная Корея – тренд на восточные направления налицо и будет только усиливаться», – подчеркнула Юлия Липатова.
Эксперты отметили, что горизонт планирования вернулся к «допандемийным» показателям – так же как и в 2019 году, за неделю до вылета и ранее деловые путешественники бронировали менее трети авиабилетов (34% в 2022), а на билеты, приобретенные заранее – за две недели и раньше, – пришлось более половины бронирований (30% в 2022, 50% в 2019). Доля возвратов авиабилетов, которая выросла в 2022 году до 22%, сократилась до 12%, но не достигла «допандемийных» показателей в 9%.
Чаще всего за рубеж отправлялись сотрудники ИТ- и телеком-компаний, на них пришлось 37% от всех международных перелетов (26% в 2022, 12% в 2019). Представители этой индустрии стали на 68% чаще, чем годом ранее, отправлять своих сотрудников в зарубежные командировки (+54% к 2019), при этом они выбирали бизнес-класс лишь на 3% перелетов. Наиболее часто сотрудники ИТ- и телеком-компаний отправлялись в Сербию, Казахстан и Турцию. Представители добывающей и обрабатывающей промышленности, энергетики на 16% увеличили частоту перелетов за рубеж (-10% к 2019), их доля в общем объеме зарубежных командировок, так же как и годом ранее, составила 11% (6% в 2019). Чаще всего сотрудники компаний этой индустрии отправлялись в Китай, Турцию и Казахстан и выбирали бизнес-класс на 14% рейсов. Ритейл-компании сохранили объем командировок на уровне прошлого года (+3% к 2022, -41% к 2019), доля их перелетов в общем числе международных командировок составила 8% (9% в 2022, 7% в 2019). Чаще всего они отправляли сотрудников в Китай, Турцию и Казахстан, приобретая бизнес-класс в 8% перелетов.
Самыми популярными авиакомпаниями для перелетов за рубеж у представителей бизнеса стали «Аэрофлот» (+14% к 2022, -73% к 2019) и Turkish Airlines (+15% к 2022, +161% к 2019), они сохранили свои доли в 26% и 18% соответственно на уровне прошлого года. Air Serbia заняла третью строчку, спрос на рейсы этой авиакомпании вырос за год на 224%, а доля выросла с 3% до 7%.
BBT Forum в этом году побил рекорд по числу гостей – площадку посетили свыше 500 профессионалов отрасли, среди которых были представители TMC и DMC, отелей, технологических сервисов, корпоративные покупатели услуг бизнес-туризма, организаторы мероприятий.
Хорошо, когда у друзей День Рождения, и особенно хорошо, когда этот праздник классный, когда гостям так славно на душе, что совсем не хочется расходиться по домам. Именно так отметил свой первый юбилей наш партнер Z.Brothers, который прошел под лозунгом – «10 лет первоклассного сервиса!». Здесь царила клубная атмосфера.
Действие множества фильмов мирового кинематографа происходит в Персидском заливе. В эти места режиссеры и операторы едут за эффектной фактурой, причем как природной (пустыни, скалы, оазисы), так и рукотворной, ибо выросшие на нефти города поражают своей архитектурой.
В подмосковном загородном отеле «ПСБ Патриот» Cosmos Hotels мы впервые оказались чуть более года назад, вскоре после открытия, когда привезли сюда большую группу подписчиков MICE&more и на себе проверили все приятные опции, которые ждут здесь гостей.