MICE&more — маркетинговая экосистема

25 событий, изменивших индустрию делового туризма

Следующий материал Предыдущий материал 25 событий, изменивших индустрию делового туризма о деловом туризме mice майс

ТЕХНОЛОГИИ, ОПТИМИЗАЦИЯ И ПРОЗРАЧНОСТЬ: вот, наверное, три ключевых тренда, которые характеризуют развитие делового туризма в России на протяжении первых 25 лет существования этой отрасли. В середине 1990-х на наш рынок пришли международные корпорации, которые устанавливали стандарты и создавали спрос на первые компании, специализирующиеся на организации бизнес-поездок для корпоративных клиентов. За четверть века отрасль прошла огромный путь: она преодолела экономические кризисы и сдерживающие инициативы авиаперевозчиков, адаптировалась к требованиям законодательства и кардинально трансформировалась благодаря развитию технологий. Мы благодарны компании «Аэроклуб», которая в конце своего юбилейного года проанализировала особенности этого периода и выявила 25 ключевых событий, повлиявших на становление отрасли делового туризма. Емкую сводку «Аэроклуба» мы предлагаем вашему вниманию.

1. Локализация Global Distribution System (GDS). В 1993 году в Москве открывается первый офис международной компьютерной системы бронирований GDS – Amadeus. Спустя шесть лет на российский рынок приходит Travelport, а в 2006-м – Sabre. Именно эти компании во многом станут локомотивом технологического развития отрасли и ключевыми партнерами агентств делового туризма.

2. Внедрение трэвел-политики на стороне корпоративных клиентов. С начала 2000-х годов это становится массовым явлением. Российские компании, знакомясь с опытом зарубежных коллег, понимают важность систематизации командировочного процесса и активно исследуют новые возможности контроля и оптимизации трэвел-бюджета.

3. Пересмотр тарифной политики авиакомпаниями. Он начался в 2005 году с запуска системы PO-LE-TE-LI от авиакомпании S7. Система состояла из четырех тарифов, в каждом из которых стоимость билета зависела от условий бронирования. Нововведение стало первым шагом к внедрению перевозчиками дифференцированных тарифов, открывших рынку дополнительные возможности для кастомизации и сокращения трэвел-бюджетов. Наибольший резонанс в отрасли вызвало появление «безбагажных» тарифов, которые российские авиакомпании начали активно внедрять в 2015 году. Сейчас, несмотря на то, что разница в средней стоимости «безбагажных» тарифов и авиабилетов с включенным регистрируемым багажом составляет порядка 42%, лишь 5% бизнес-туристов предпочитают путешествовать налегке.

4. Первый электронный авиабилет. Его оформили в 2006 году для пассажира рейса №118 Красноярск – Москва авиакомпании «Домодедовские авиалинии». О полном переходе на продажу авиаперевозок с использованием электронных билетов Международная Ассоциация воздушного транспорта объявила 1 июня 2008 года. Авиационная отрасль получила целый ряд преимуществ, связанных с упрощением обработки данных, доступностью продаж и сокращением затрат на реализацию билетов. Это событие стало одним из важнейших этапов на пути автоматизации отрасли.

5. Запуск «Аэроэкспресса» в 2007 году по маршрутам Киевский вокзал – аэропорт «Внуково», Белорусский вокзал – аэропорт «Шереметьево», Павелецкий вокзал – аэропорт «Домодедово». Наличие «Аэроэкспресса» привело к корректировке трэвел-политики многими компаниями. Они начали отказываться от дорогостоящего такси для сотрудников на маршруте дом/офис – московский авиаузел в пользу нового вида транспорта. За последние 5 лет спрос на «Аэроэкспресс» почти сравнялся с услугами автомобильного трансфера и продолжает расти. В 2019 году на «Аэроэкспресс» пришлось 47% всех поездок бизнес-туристов в аэропорты Москвы.

6. «Премиальный экономический» класс обслуживания. Первыми в 2008 году его запустили авиакомпании североамериканского рынка. В России первопроходцем становится «Трансаэро». Расположенный посередине между классами «бизнес» и «эконом», новый класс обслуживания за дополнительную плату предоставляет пассажиру опции и услуги, которых нет в стандартном эконом-классе. «Премиум-эконом» набирает популярность у деловых путешественников, которые в рамках трэвел-политики своих компаний не могут себе позволить летать бизнес-классом.

7. Первый скоростной поезд «Сапсан» связал Москву и Санкт-Петербург в 2009 году, забрав существенную долю пассажиропотока у авиакомпаний. Сейчас при выборе транспорта для поездки между Москвой и Санкт-Петербургом в 60% случаев деловые путешественники отдают предпочтение скоростным поездам.

8. Виртуальные кредитные карты BTA становятся в 2010 году первым специализированным финансовым инструментом для рынка делового туризма. Карта BTA (Business Travel Account) банка American Express выпускается на организацию и используется для оплаты расходов на деловые поездки через уполномоченное агентство. Платежный инструмент обеспечивает своевременные взаиморасчеты с поставщиками, снимает с агентств делового туризма кредитную нагрузку и, как следствие, ведет к более прозрачным отношениям между игроками рынка. 

9. NDC (New Distribution Capability). Новый стандарт дистрибуции авиабилетов был закреплен резолюцией IATA в 2012 году и утвержден Министерством транспорта США два года спустя после многочисленных корректировок. Задача NDC – открыть агентам, а значит, и путешественникам доступ ко всем авиатарифам и дополнительным услугам, что позволит перевозчикам составлять максимально персонализированные предложения. Первым GDS-оператором, выполнившим онлайн-бронирование билета на основе стандарта NDC, стал Travelport в 2018 году.

10. Ужесточение правил подсчета дней при въезде в Шенгенскую зону в 2013 году привело к ограничению пребывания россиян до 90 дней за полугодие в Европе. Подсчет дней начал производиться на границе по штампам въездов/выездов. Следующим этапом ужесточения визового режима стало решение Евросоюза от сентября 2015 года о начале работы в России Визовой информационной системы (ВИС). Для граждан, желающих получить шенгенскую визу, обязательной стала процедура сдачи биометрических данных, что сделало невозможным передачу документов для оформления визы через агентство. Для сдачи отпечатков пальцев и цифрового фото корпоративные клиенты вынуждены лично присутствовать в визовом центре, что существенно осложняет работу региональных компаний. Следующим проблемным этапом российского «визового вопроса» становится осложнение процесса получения американских виз в 2017 году на фоне политического конфликта между странами.

11. Сокращение агентской комиссии со стороны российских авиакомпаний становится в 2013 году существенным ударом по доходности ТМС. Если ранее агенты-партнеры «Аэрофлота» получали 7% комиссии за продажи билетов эконом-класса и 9% – бизнес-класса, то теперь перевозчик устанавливает новый размер базовой агентской комиссии – 4%, и делает ее универсальной для всех классов обслуживания. Примеру «Аэрофлота» последовали все крупные игроки российского рынка воздушных пассажирских перевозок. Новая ставка не покрывает себестоимости услуг ТМС, поэтому рынок массово пересматривает коммерческие условия договоров: агентства вынуждены повышать сервисные сборы. Часть игроков рынка видят в этом положительное явление с точки зрения стратегического развития и говорят о будущем оздоровлении рынка трэвел-услуг в условиях роста конкуренции. С 1 января 2015 года базовая комиссия «Аэрофлота» по любым направлениям составляет для агентств всего один рубль.

12. Online Booking Tool становится обязательным требованием корпоративных клиентов на тендерах с 2013 года – рынок говорит о «наступлении эпохи онлайна». OBT открывает для компаний принципиально новые возможности в автоматизации бизнес-процессов, оптимизации времени сотрудников и бюджета компании, в том числе, за счет себестоимости услуг ТМС. Это особенно важно в условиях повышения ставок по сервисным сборам после отмены комиссионного вознаграждения.

13. Первый успешный российский лоукостер «Победа» был основан в сентябре 2014 года вместо прекратившего полеты из-за санкций ЕС «Добролёта». В непростой экономической ситуации перевозчику удалось уверенно закрепиться на рынке и завоевать свои позиции у корпоративных клиентов. Сегодня «Победа» входит в топ-5 популярных авиакомпаний у деловых путешественников для внутренних перелетов. Спрос на рейсы этого бюджетного перевозчика вырос на 63% за последний год.

14. Банкротством 26 туроператоров и агентств делового туризма «ДАВС» и «Нико Тур» запомнился отрасли в 2014–2015 гг. Банкротства стали закономерным следствием резкого скачка валютного курса и повышения ключевой ставки ЦБ на фоне санкций ЕС, непростых дипломатических отношений с Западом и военных действий на Украине. Многие эксперты называют сложившуюся ситуацию «отрезвляющей встряской» и шокотерапией, призывая клиентов и партнеров к финансовой дисциплине, отказу от постоплаты и переходу к цивилизованным партнерским отношениям между ТМС и клиентами.

15. Инструменты BI-статистики и отчетности становятся в 2015 году катализатором очередного этапа цифровой трансформации российского рынка делового туризма. Начинается активная работа с аналитическими отчетами и большими данными, что позволит рынку более точно формировать трэвел-бюджет, в том числе в части бенчмарков и потенциала экономии.

16. Приостановка прямого эквайринга при оплате авиабилетов пластиковой картой в каналах BSP, ТКП и по прямым договорам, о чем «Аэрофлот» сообщил 15 июля 2015 года, поставила агентства делового туризма в сложную ситуацию выбора – потеря конкурентоспособности перед прямыми продажами авиакомпании или очередное сокращение прибыли. Стоимость операции через процессинговый центр по договору эквайринга между агентством и банком составляла 2–3% от стоимости транзакции. После длительного этапа переговоров с ведущими ТМС, корпоративными клиентами и банком American Express авиакомпания сделала исключение для оплаты услуг картами BTA.

17. Отмена командировочных удостоверений и служебных заданий в 2015 году становится первой законодательной инициативой, призванной упростить командировочные процессы на стороне компаний в части документооборота и отчетности.

18. Поправки к Федеральному закону «О персональных данных» 152-ФЗ, вступившие в силу в 2015 году, накладывают дополнительные ограничения на игроков отрасли, связанные с необходимостью хранения персональных данных на территории РФ. Практика работы с клиентами только через защищенное VPN-соединение и хранения данных в закрытом криптошлюзом контуре, оснащенном специализированным средством защиты, была нормой для ТМС еще с 2006 года, после принятия основного закона.

19. Первое мобильное приложение для сферы бизнес-трэвел было запущено в 2016 году. Теперь у деловых путешественников появилась возможность прямо со смартфона осуществлять подбор вариантов и бронирование, получать авторизацию руководства и оформлять командировки в любое время и в любом месте.

20. Автоматизация MICE-индустрии начинается с запуска в 2017 году онлайн-сервиса для бронирования площадок под мероприятия и всех сопутствующих услуг – Click2Mice. Популярность платформы набирает обороты, и за 2019 год число мероприятий, организованных через сервис, выросло на 47%.

21. Сделка по передаче права собственности 100%-ной доли уставного капитала компании ООО «КВТ Русс» к холдингу «Випсервис» стала в 2017 году поводом для новой волны дискуссий о предстоящей консолидации рынка. Однако в настоящее время в отрасли по-прежнему нет успешных, полноценных и равноправных примеров слияний-поглощений без участия глобальных игроков, поэтому эксперты крайне настороженно комментируют перспективы и форматы дальнейшего объединения отрасли.

22. Интеграции и автоматический обмен данными между внутренними клиентскими системами и программными продуктами агентства получают распространение в 2017 году. Теперь процесс организации командировки проходит в одном цикле и становится «бесшовным», с единой точкой входа и выхода.

23. Персонализация и искусственный интеллект стали самой обсуждаемой темой отрасли в 2018 году. Разработки, впервые анонсированные «Аэроклубом», направлены на то, чтобы предоставить деловому путешественнику стопроцентно верный вариант трэвел-услуги, полностью соответствующий не только трэвел-политике компании, но и пользовательскому опыту и личным предпочтениям ее сотрудника.

24. Автоматизация авансовых отчетов становится возможной благодаря новейшим технологическим решениям 2019 года. Разработки позволяют компаниям делать автоматическую загрузку данных по уже оформленным командировкам и рассчитывать суточные, готовить пакет проводок и импорт о выплатах авансов. Преимущество таких систем для командированных сотрудников – возможность фотографировать и загружать чеки, квитанции и другие документы, а не сохранять их бумажные носители. Эта тенденция полностью согласуется с предложением вице-премьера РФ Максима Акимова об отказе от посадочных талонов как подтверждающих документов для отчетов за деловые поездки.

25. Первое независимое исследование российского рынка делового туризма «Рынок бизнес-трэвел услуг 2019» подготовлено «РБК Исследования рынков». Это исследование 2019 года впервые включает не только информацию о состоянии и тенденциях развития глобального рынка, но и обзор отечественного рынка: данные о его объеме и динамике, особенностях развития рынка в кризис, рейтинги ведущих игроков с указанием их долей в отрасли, агрегированные операционные и финансовые показатели, а также агрегированную структуру клиентов. Исследование стало первым подходом к комплексному анализу российского рынка делового туризма и свидетельством его зрелости.

Другие статьи

Более ранние статьи

По всем вопросам обращаться по телефону

8 (917) 584-39-39

Электронная почта

editor@miceandmore.org

Социальные сети

Адрес

1115404, город Москва, Муниципальный округ Бирюлево Восточное, улица 6-радиальная, дом 7/6, корпус 3, кв. 86

Номер лицензии

No ПИ No ФС 77 – 62901

Дизайн и печать журнала

MICE&more

Создание сайта —

GLYF

© 2017-2024 MICE&more. Все права защищены