MICE&more — маркетинговая экосистема

Остаться или уехать? Как подойти к выбору направления для делового мероприятия.

Следующий материал Предыдущий материал Остаться или уехать? Как подойти к выбору направления для делового мероприятия. о деловом туризме mice майс
Наше четвертое собрание мы проводим в гостеприимном зале отеля «Mercure Павелецкая». Сегодня совет выступает в обновленном составе, что для нас означает возможность поделиться с читателями свежими идеями и еще более объемным взглядом на вопрос. А предмет обсуждения, как обычно, — самый горячий и актуальный: соотношение сил российских и зарубежных направлений на нашем MICE-рынке. Редакция MICE&more, уделяющая особенно много внимания вопросам развития индустрии внутри страны, с надеждой и интересом приводит справедливые доводы и рабочие рецепты на будущее.

В четвертом заседании участие приняли: Лина Москвина  (MICE&more), Анастасия Дульнева (WABCO), Андрей Сафрыгин (MAXIMICE), Ирина Ермакова (Very Good Transfer), Антон Коронелли (AccorHotels), Екатерина Савельева (Profit & Profit Travel Marketing), Олеся Алевская (LUIS +).

ЛИНА: Коллеги, задам сразу несколько векторов для обсуждения, поделитесь, пожалуйста, своим мнением. Как сегодня распределяется спрос между российскими и зарубежными направлениями? Чем лично вы руководствуетесь при выборе направления? Всегда ли бюджет является определяющим фактором? И соответствуют ли возможности и сервис наших направлений и объектов (возможно, каких-либо из них) требованиям корпоративного заказчика?

Давайте начнем с непосредственных заказчиков — представителей компаний. Анастасия, расскажите, пожалуйста, как у Вас обстоят дела с выбором направлений.

АНАСТАСИЯ: Должна сказать, что  в этом году мы чаще смотрим в сторону Европы. Связано это, прежде всего, с более высоким уровнем сервиса во время мероприятия, с выбором услуг, которым зачастую не могут похвастаться российские направления, а также с тем, что многие российские подрядчики не понимают наших потребностей или не готовы их реализовать.

Причем я сейчас говорю о самых простых вещах: невозможно найти контактное лицо, чтобы провести переговоры с площадкой, или отель не может организовать трансфер для гостя, или авиакомпания требует пакет документов, чтобы предоставить групповой тариф. Я сейчас, конечно, говорю за себя, но не всегда вопрос денег является решающим.

Очень важно также, сколько ты тратишь сил на подготовку проекта. В случае с внутрироссийскими дестинациями временные и эмоциональные затраты всегда оказываются неоправданно большими. Хотя и, возвращаясь к стоимости, замечу, что нам не раз удавалось сделать мероприятие за границей дешевле, чем предлагают в России.

ЛИНА: То есть миф о том, что в России перестало быть дешево, все-таки перестает быть мифом? Является ли теперь выезд за рубеж приоритетом вашей компании при планировании поездок?

АНАСТАСИЯ: Нет, так категорично мы вопрос не ставим. Многое зависит от агентства, с которым мы работаем, от уровня сервиса. Например, я понимаю, что в Москве партнеры мне сделают все что угодно. А вот в Миассе, где у нас производство, подрядчики не хотят делать что-то сверх привычного, зачастую самого примитивного, не готовы оптимизировать программу, подстраиваться под наш запрос. Им проще отказаться вовсе от сотрудничества, чем приложить усилия к реализации проекта.

Анастасия Дульнева, WABCO.
Анастасия Дульнева, WABCO.

ЛИНА: Олеся, как обстоят дела в вашей компании? Есть ли какие-то принципы в travel-политике относительно выбора направлений?

ОЛЕСЯ: Хочу сразу обозначить, что буду говорить только за IT-сегмент, в котором работаю более 14 лет, и на этом основании могу судить.Мы всегда отталкиваемся от формата мероприятия. Если мы планируем инсентив, то, скорее всего, будем рассматривать зарубежные направления — на основании того, что эти поездки, во-первых, интереснее, а во-вторых, комфортнее с точки зрения сервиса. Также мы всегда отдаем себе отчет, что представители нашего бизнеса часто избалованы поездками, этот факт также диктует нам необходимость выбирать не просто зарубежные, а уже экзотические направления.

Фактор премиальности направления также зачастую является решающим, особенно при планировании VIP-групп. Что же касается деловых мероприятий для филиальной региональной сети, которых IT-сектор организует массу в разных регионах России, — то от них нам никуда не уйти по причине большого количества партнеров в регионах, которые нуждаются в обучающих семинарах по продуктам и конференциях с презентациями от производителей.

Должна сказать, что с момента начала моей карьеры, с 2004 года, ситуация на рынке российских MICE-услуг улучшилась, хоть и не слишком заметно: в крупных городах появились зарубежные отельные бренды, открываются интересные развлекательные площадки, почти везде можно организовать кейтеринг на достойном уровне. Но, на мой взгляд, за 14 лет это не очень большой прогресс, особенно учитывая то, что основная часть новинок — это все же иностранные инвестиции и менеджмент.

Олеся Алевская, LUIS +
Олеся Алевская, LUIS +

ЛИНА: Андрей, я знаю, что в портфолио компании MAXIMICE представлены проекты для компаний из разных сфер бизнеса. Можете ли Вы дать какой-то срез по корпоративным приоритетам?

АНДРЕЙ: Да, конечно, попробую  кратко пройтись по трендам. Если говорить об инсентивах, то заказчики однозначно смотрят за рубеж. Это объясняется двумя факторами. С одной стороны, наш внутренний MICE-рынок очень мал и в этом смысле ограничивается Сочи и Петербургом. С другой стороны, бюджет выездного мероприятия вполне сопоставим с российским, поэтому, безусловно, при ближайшем рассмотрении выигрывают зарубежные направления.

Причем даже Европа перестала вызывать живой интерес, сейчас в запросах на инсентивы фигурируют такие страны, как Перу, Непал, Мексика, Бутан и прочая экзотика. Что же касается крупных внутрикорпоративных мероприятий, таких как цикловые совещания с количеством участников более 200 человек, то клиенты сейчас выбирают Хорватию или не теряющую популярности Грузию.

ЛИНА: А если проводить цикловые в России, какие города лучше всего рассматривать, на Ваш взгляд?

АНДРЕЙ: В первую очередь, конечно, Сочи. Я бы с удовольствием назвал Петербург, но он никак не может попасть в этот запрос, чему я вижу единственное объяснение — это погода. К сожалению, у нас существует стереотип, что мероприятие должно проходить там, где тепло, светит солнце и, желательно, рядом есть море.

ЛИНА: Как вы думаете, Крым сможет оттянуть поток из Сочи на себя?

АНДРЕЙ: Я думаю, Крым не сможет превратиться в аналог Сочи как минимум по трем причинам. Во-первых, удаленность аэропорта: все-таки два часа — это очень существенно. Во-вторых, на сегодня почти совсем нет инфраструктуры и сервиса. И в-третьих, если говорить об иностранных компаниях, политический момент, а именно — корпоративный запрет на поездки в Крым. Ну разве что нам нужно провести там Олимпиаду.

Из российских направлений можно назвать Казань, но это тот город, который компания может посетить один раз. Большого разнообразия развлекательных и экскурсионных программ, услуг и площадок здесь нет, поэтому за один визит можно оценить весь потенциал и посмотреть все.

Появляются запросы на Уфу, но пока тоже очень лимитированно. Как и другим российским направлениям, ей не хватает масштабного и планомерного продвижения. 

ЛИНА: Спасибо, Андрей, очень конкретно и по существу.

Екатерина Савельева, Profit & Profit Travel Marketing.
Екатерина Савельева, Profit & Profit Travel Marketing.

ЛИНА: Очень интересно мнение Екатерины, как представителя компании, имеющей дело в основном с зарубежными запросами. Что выбирают сегодня ваши клиенты? Может быть, какие-то специфические требования появились?

ЕКАТЕРИНА: Я могу только подтвердить, что российские направления действительно не в приоритете у клиентов на сегодняшний день. Более того, агентства также не заинтересованы в реализации проектов в России. Этому есть простое объяснение: организовать мероприятие в России в несколько раз сложнее, чем за рубежом. Вы практически гарантированно потратите гораздо больше нервов, времени и сил. И я сейчас не имею в виду работу через DMC, я скорее говорю про человеческий фактор.

С горечью приходится признать, что наши русские люди работать не хотят, все понимание сервиса и партнерства заканчивается Москвой и Петербургом. Все остальные регионы — это очень неспешная работа, нежелание совершенствоваться и, я бы сказала, желание получать, но не зарабатывать. Всеобщая какая-то лень.

ЛИНА: Справедливости ради нужно сказать, что ленью грешат не только русские работники. Но в других странах, по всей видимости, есть какие-то регулирующие факторы.

АНДРЕЙ: Основной фактор в других  странах — это менеджмент. Нас, в отличие от Европы и другого мира, никогда этому не учили, поэтому в наших регионах нет людей, которые должны говорить всем остальным, что делать и как. Именно поэтому во время Олимпиады в Сочи мы наблюдали такую картину: волонтеров собирали со всей страны, а когда мероприятие закончилось, оказалось, что на выстроенных объектах некому работать. А в моей практике, например, был случай, когда во время заселения группы в отель на ресепшн стоял один человек.

ЛИНА: По вопросу менеджментаи его особенностей в разных регионах страны хочу попросить высказаться Ирину. Как вы решаете проблему одинаково высокого качества услуг компании в разных городах?

ИРИНА: Для понимания общей картины на рынке транспортных услуг объясню, с чем приходится сталкиваться. В маленьких городах сервиса нет вообще. В крупных городах уровень обслуживания может быть очень разным. У тех компаний, которые работают на рынке давно, как ни парадоксально, сервис слабый. В них еще живо предубеждение, что обслуживание — это стыдно. Убедить людей в обратном максимально сложно, если не сказать невозможно. Молодые же компании изначально приходят с другим отношением к бизнесу и заказчикам, с ними работать, конечно, гораздо комфортнее.

За рубежом у нас практически никогда не возникает подобных сложностей. С работой в России мы нашли свой рецепт. У нас есть отдел контроля качества, который занимается обучением наших партнеров. Это могут быть как корпоративные семинары для региональных компаний, так и беседы с конкретными водителями за час до трансфера.

Также этот отдел собирает отзывы клиентов, что позволяет решить многие вопросы в режиме реального времени и тем самым избежать недовольства и рекламаций. Мы действительно очень много внимания уделяем вопросу качества обслуживания, в Москве даже периодически проводим акции с «тайным покупателем».

Все эти усилия мы осознанно прилагаем для достижения основной миссии компании — сделать так, чтобы транспортное обслуживание в России соотносилось по уровню с европейским.

ЛИНА: Ирина, спасибо, что поделились своими стратегиями. Думаю, для нашей страны действительно рабочими являются зачастую довольно конкретные и жесткие меры.

Антон Коронелли, AccorHotels.
Антон Коронелли, AccorHotels.

ЛИНА: Антон, ваша компания управляет огромным количеством отелей как в России, так и за рубежом. Поделитесь, пожалуйста, какие из них наиболее востребованы российскими корпоративными заказчиками.

АНТОН: Я не скажу ничего нового относительно трендов, мы все уже с коллегами подтвердили слова друг  друга, а также определили причины неоднократных рокировок популярности зарубежных и внутренних мероприятий и роста спроса на то или иное направление. Если говорить про Россию, то для нас это Москва, Санкт-Петербург и Сочи как основные центры притяжения, где сконцентрировано большинство наших объектов.

Выбирая место для новых отелей, мы руководствуемся тремя основными критериями: наличие инфраструктуры на месте, наличие сопутствующего сервиса и наличие удобных перелетов внутри страны.

ЛИНА: Могли бы Вы выделить российские направления с наибольшим потенциалом, которые в ближайшее время смогут составить конкуренцию трем упомянутым городам?

АНТОН: На сегодняшний день, пожалуй, никого не назову. Показатели городов, следующих в рейтинге за вышеназванными, несопоставимо ниже нашей тройки, поэтому о серьезной конкуренции говорить не приходится. Среди стран СНГ безусловным лидером является Грузия, за которой сейчас стремятся Армения и Азербайджан. Безусловно, мы все ожидаем возвращения в российский MICE Турции. Эта страна располагает идеальными для российского заказчика возможностями. Важно также понимать, что мероприятия, проведенные в курортном комплексе или в Стамбуле, могут принципиально различаться.

ЛИНА: Коллеги, благодарю вас за мнения. Резюмируя, отмечу, что положительная динамика в развитии MICE-инфраструктуры разных регионов нашей страны есть, хоть процесс и происходит очень разрозненно и неравномерно. К счастью, уже можно выделить лидирующие направления, которые научились себя позиционировать и продвигать — они могут послужить отличным ориентиром для других регионов.

Также мы как специалисты и эксперты индустрии, безусловно, несем ответственность за имидж и развитие потенциала разных городов и страны в целом, когда привозим свои проекты в регионы, общаемся с местными поставщиками услуг и делимся опытом. Давайте будем продолжать осознанно вносить свою лепту в развитие отрасли. Спасибо и до новых встреч.

Лина Москвина, MICE&more.
Лина Москвина, MICE&more.

Другие статьи

По всем вопросам обращаться по телефону

8 (917) 584-39-39

Электронная почта

editor@miceandmore.org

Социальные сети

Адрес

1115404, город Москва, Муниципальный округ Бирюлево Восточное, улица 6-радиальная, дом 7/6, корпус 3, кв. 86

Номер лицензии

No ПИ No ФС 77 – 62901

Дизайн и печать журнала

MICE&more

Создание сайта —

GLYF

© 2017-2024 MICE&more. Все права защищены