В настоящее время практически во всех средних и крупных компаниях проводятся тендеры (конкурсы) на право заключения договора на проведение работ, оказание услуг или поставку продукции. MICE-индустрия вынуждена постоянно участвовать в такого рода конкурсах, но не всегда с пользой для своей компании, а порой и с потерями.
Зачастую концепция или сценарий мероприятия — составная часть тендерной документации, и без ее предоставления дальнейшее участие в конкурсе невозможно. Но мы нередко сталкиваемся с тем, что организатор тендера заранее знает «победителя», а сам конкурс — всего лишь формальность. Более того, по окончании тендера организатор использует часть материалов, полученных от не выигравшего участника, и проводит мероприятие по его концепции. Заказчики при этом могут искренне не догадываться о нарушении прав MICE-агентства и действующего законодательства.
Каким же образом можно обезопасить свою интеллектуальную собственность и предупредить организатора тендера о возможных последствиях ее неправомерного использования?
С правовой точки зрения концепцию мероприятия, включая сценарий, можно рассматривать в качестве объекта интеллектуальной деятельности, а значит, права на такие объекты подлежат защите.
В силу статьи 1225 Гражданского кодекса РФ к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, — то есть к интеллектуальной собственности — относятся в том числе:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) исполнения;
3) фонограммы;
4) фирменные наименования;
5) товарные знаки и знаки обслуживания.
При этом к произведениям литературы и искусства относятся: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; другие произведения.
Таким образом, если MICE-агентство передает один или несколько из перечисленных объектов организатору тендера, то как агентство, так и организатор тендера должны знать о правовых последствиях несанкционированного использования.
Рекомендую известить организатора тендера до предоставления документов о том, что:
- в состав документации, предоставляемой на тендер, входят объекты интеллектуальной собственности. И перечислить их в зависимости от ситуации (например, сценарий мероприятия, фотографии, товарные знаки и прочее);
- исключительные права на объекты интеллектуальной собственности принадлежат агентству;
- использование объектов интеллектуальной собственности запрещено без согласия агентства и возможно только на основании договора;
- использование результата интеллектуальной деятельности без согласия агентства является незаконным и влечет ответственность, установленную гражданским, административным и уголовным законодательством.
Такое уведомление или заявление желательно вручить полномочному представителю организатора тендера или, в крайнем случае, направить его заказным письмом с простым уведомлением.
Можно отдельно обратить внимание организатора, что, защищая исключительные права, агентство вправе требовать возмещения убытков и выплаты компенсации за нарушение указанного права. Статьей 1301 ГК РФ установлена ответственность за нарушение исключительного права на произведение, размер компенсации установлен от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, но конкретный размер определяется судом исходя из характера нарушения.
Кроме того, можно использовать в своей работе и другой правовой инструмент, а именно подписывать с заказчиком соглашение о неразглашении информации и в нем перечислять ту информацию, которую передает агентство в процессе участия в тендере.
Также можно посоветовать вести протокол встречи в случае, если в ходе разговора предполагается озвучить концепцию и часть сценария. Протокол после встречи необходимо подписать как организатору, так и агентству.
Стоит ли агентству использовать в работе приведенные модели защиты интеллектуальной собственности, решать необходимо руководителю, учитывая специфику организатора и иные обстоятельства взаимоотношений с организатором.
Обращаю внимание на то, что у организатора есть все основания запросить документы, подтверждающие права на объекты интеллектуальной собственности. Поэтому агентству нужно заранее подготовить необходимые документы для их предоставления (например, служебные задания, договоры с авторами и прочие).
Предложенные мной в данной статье рекомендации не являются панацеей и не гарантируют полную защиту от недобросовестных заказчиков, однако следование им поможет минимизировать риски, а в случае отстаивания позиции в суде увеличит вероятность принятия судом вашей позиции.
Хотите выглядеть так же женственно и ярко, как героиня обложки нашего весеннего номера? Или примерить на себя элегантный белый костюм, в котором Лина Москвина берет интервью у Анастасии Молочковой на страницах этого же журнала? Весна - время тотального обновления (и гардероба в том числе). Знакомим вас с нашим партнером – брендом "Maison Kaleidoscope".
21 марта в Москве, в отеле «САФМАР Аврора Люкс», состоялась VI выставка B2B проекта BEST RUSSIA, посвящённая лучшему, что есть в отечественной индустрии туризма. В двухдневной программе приняли участие порядка 350 профессионалов туриндустрии из 35 регионов России.
Личная встреча с MICE-заказчиком – это хорошо, но регулярные встречи и общение с широкой аудиторией MICE-заказчиков еще лучше, – так считают эксперты проекта BE IN RUSSIA и регулярно собирают воркшопы в разных городах России, самые масштабные дважды в год проходят в Москве.
17 марта 2025 года крупнейшая гостиничная сеть представила свои отели и санатории на ежегодном событии, которое собрало на площадке AZIMUT Сити Отель Олимпик Москва 4* представителей различных компаний, агентств, туристических операторов, а также руководителей всех отелей и санаториев AZIMUT Hotels.
19 марта на премьере нового уникального шоу собрался весь цвет театра и кино, танцевальной индустрии и бизнеса. Мы очень рады, что именно в этот день оказались в зале, потому что сначала смогли принять участие в пресс-туре, встретиться с создателями спектакля и селебрити, а затем вместе с ними вдохновиться ярчайшим спектаклем.