MICE&more — маркетинговая экосистема

Реалии, прогнозы и тенденции зарубежных MICE-направлений

Предыдущий материал Реалии, прогнозы и тенденции зарубежных MICE-направлений о деловом туризме mice майс
Для наших жарких дебатов на втором заседании Экспертного совета  MICE&more мы выбрали идеальное место — отель сети AccorHotels «Mercure Москва Арбат», в котором профессионально и со вкусом организовано пространство для проведения таких камерных встреч, как Экспертный совет. Темами обсуждения стали: «Итоги MICE индустрии за 2017 год» и «Глобальная MICE индустрия прогноз на 2018 год».

Во втором заседании участие приняли: Лина Москвина  (Главный редактор журнала MICE&more), Дарья Бредихина (Key Account Manager (MICE) AccorHotels), Альберт Латыпов (Директор по развитию MAXIMICE), Ирина Ермакова (Генеральный директор Very Good Transfer), Татьяна Лучкина (Генеральный директор P&P Marketing Company), Оксана Ребрик (Руководитель департамента протокола ПАО СК «Росгосстрах»), Дмитрий Цвиркун (Начальник отдела маркетинга Andek).

Ирина Ермакова, Генеральный директор Very Good Transfer
Ирина Ермакова, Генеральный директор Very Good Transfer


ЛИНА: Поскольку мы с вами встречаемся в декабре, уверена, что уже можно говорить о статистике за 2017 год и делать прогнозы на будущий 2018-й. Назовите, пожалуйста, пять самых популярных направлений для выездных мероприятий и скажите, какие направления, на ваш взгляд, будут в тренде в следующем году?

ИРИНА: Могу судить в рамках нашей сферы (транспортное обслуживание — прим. ред.). Популярными были экзотические направления, пять назвать не могу, Африка и Самуи лидировали. Причем клиенты выбирают те регионы, где довольно опасно, это добавляет сложности для нас, но мы можем это делать.

Безусловно, традиционные направления также присутствуют, но в связи с открытием новых рынков появляются всё более неожиданные запросы. Что касается прогноза, уверена, что Европа останется в тренде, а в остальном будем ориентироваться на заказчиков.

ТАТЬЯНА: Пожалуй, самую достоверную картину происходящего нам дадут Дарья и Альберт, но я могу перечислить наиболее запрашиваемые из наших направлений и направления, которым мы проигрывали в этом году. В первую очередь это Грузия. Для инсентивов это было самое популярное направление. Цикловые совещания по большей части оставались в России, многие из них поехали в Сочи. Те, кто все же выезжал за границу, выбирали Испанию и Грецию. Интерес к Франции не спадает в нашей стране.

Безусловно, возвращает свои позиции Турция. Было много запросов на Аргентину, Бразилию и Доминиканскую республику. Что касается прогнозов, не секрет, что смена популярности направлений идет по синусоиде, пик которой повторяется каждые пять лет. Думаю, в будущем году будут популярны Грузия и Армения как инсентивные направления, Турция для цикловых совещаний, Греция (благодаря визовой политике), Испания. Уверена, что большого запроса на Египет, Тунис и Марокко не будет, это связано в основном с вопросами безопасности крупных компаний.

АЛЬБЕРТ: Я бы не стал называть результаты статистики именно трендами, потому что выбор клиентом направления зависит от многих факторов и, пожалуй, не подвержен какой-то моде. По результатам 2017 года самыми востребованными направлениями были Португалия, Франция, Греция, ОАЭ и Испания. Если брать глобальные прогнозы, то все говорят о Южной Корее и странах СНГ.

ДАРЬЯ: Несмотря на то, что наша отельная цепочка присутствует почти во всех странах мира, достоверную статистику я могу дать скорее по внутреннему рынку, хотя мы стараемся отслеживать информацию по всем направлениям. Чтобы не повторяться, скажу, что все упомянутые выше направления были и у нас на слуху и активно запрашивались весь год. Мы действительно очень активно бронировали Сочи, и провели там несколько крупных мероприятий. Также рынок хорошо воспринимает Грузию, Армению и Азербайджан.

Альберт Латыпов, Директор по развитию MAXIMICE
Альберт Латыпов, Директор по развитию MAXIMICE


ЛИНА: Предлагаю теперь дать слово представителям корпоративных заказчиков. Коллеги, расскажите, что нового появилось в travel-политике ваших компаний, по какому принципу выбирались направления и какие поездки ожидаются в будущем году?

ДМИТРИЙ: Безусловно, география мероприятий в этом году поменялась. Для нашего бизнеса информационной безопасности очень интересной стала Центральная Азия, также были востребованы популярные среди других компаний и уже упомянутые Грузия, Армения и Италия. Думаю, в следующем году все эти направления останутся в нашем пуле, добавить хотим Южную Америку.

ОКСАНА: У нас 70% корпоративных поездок приходится на российские направления, остальные 30% в этом году поделили между собой Испания, Куба, Италия, ОАЭ, Бали, Сингапур. При выборе для нас важно отсутствие визы и пожелания наших партнеров, для которых мы и делаем эти мероприятия. На следующий год, уверена, останутся ОАЭ, Бали, Грузия, Испания (причем мы стали ездить больше в Мадрид, чем в Барселону).

Дарья Бредихина, Key Account Manager (MICE) AccorHotels
Дарья Бредихина, Key Account Manager (MICE) AccorHotels


ЛИНА: Давайте еще остановимся на вопросе подхода к выбору направлений. Появились ли какие-то новые критерии в зависимости от форматов мероприятий? Как известно, решающими всегда были визовый режим, наличие прямых перелетов, климат, безопасность, удобная логистика, интересные активности. Может, появилось что-то еще?

ТАТЬЯНА: Думаю, принципиально новых критериев не появилось. Могу добавить разве что такое понятие, как премиальность направления. Например, в паре Турция или Сочи Турция является более премиальной дестинацией, хотя зачастую и более бюджетной. Поэтому, как это ни странно прозвучит, порой, вывозя сотрудников в Сочи, компании их таким образом наказывают за плохие показатели.

ЛИНА: Я часто слышу в последнее время такой критерий, как желание вывезти сотрудников туда, куда они сами не доберутся, а если и поедут, то не смогут в частном порядке организовать действительно интересную программу. Среди таких направлений, например, Исландия.

АЛЬБЕРТ: Главное, что я хочу напомнить в связи с этим вопросом: если клиент серьезно нацелен делать выездное мероприятие и понимает его цели, он точно знает, куда хочет поехать. Это, конечно, известно всем. Если для группы запрашивается несколько совершенно разных направлений, например Париж и Тбилиси, то даю 9 из 10, что мероприятие не состоится.

ДМИТРИЙ: Не готов согласиться с Альбертом. Мы не всегда заранее понимаем, куда хотим поехать. Плюс, учитывая специфику нашей деятельности, а мы занимаемся информационной безопасностью, несмотря на наше желание, не все страны готовы нас принять. Или какому-то конкретному лицу из компании закрыт въезд. Мы должны это учитывать. Это, конечно, критерий не для всех компаний, но он есть.

Традиционно мы выбираем из двух-трех направлений. Думаю, если я запрошу предложение по 10 странам, оценить их и принять решение будет настолько сложно, что, в конечном счете, никто никуда не поедет. Также у нас есть практика самостоятельно изучать направление, составлять ориентировочный бюджет, продумывать логистику, и только после этого направлять наши четкие пожелания в агентство.

ЛИНА: Дмитрий, спасибо! Уверена, что такой подход порадует любое агентство, тем более, что до сих пор есть прецеденты на рынке, когда клиенты запрашивают по 20 направлений для одного проекта. Думаю, Вашу тактику нужно как-то популяризировать.

Татьяна Лучкина, Генеральный директор P&P Marketing Company
Татьяна Лучкина, Генеральный директор P&P Marketing Company


Еще один вопрос, который я бы хотела подробно обсудить — это взаимодействие с клиента с прямыми поставщиками услуг по направлению. Сегодня возможностей для этого становится все больше: открываются представительства DMC и офисов по туризму, многочисленные GSO, позволяющие бронировать отели напрямую. Давайте обсудим, какие есть плюсы и минусы, как удобнее работать корпоративным заказчикам, через агентство или напрямую? 

ИРИНА: Большая часть наших заказчиков — это агентства. Из этого факта я могу сделать вывод, что подавляющее большинство корпоративных заказчиков реализует мероприятия через агентства. Что касается нашей политики, я не вижу смысла пытаться выходить на клиентов напрямую: агентство всегда дает больший объем заказов и всё равно приходит с этим клиентом к нам, а кроме того, зачастую лучше понимает потребности клиента, чем даже сам клиент.

ДМИТРИЙ: Последние два года мы полностью отдаем проекты агентствам. Этому есть несколько причин: во-первых, я вижу, что агентства эффективнее взаимодействуют с представителями направлений, во-вторых, я пришел к выводу, что представители DMC не всегда корректно меня понимают, что влечет за собой также предоставление по сути не той услуги, которую я ожидаю. Хотя, безусловно, решение, как работать, зависит и от сложности логистики проекта. Если моя задача — привезти небольшую группу, заселить в отель и организовать пару экскурсий, то с этим я справлюсь самостоятельно, но если мне на всех этапах программы нужно сопровождение и поддержка, если я делю группу на несколько подгрупп, которые перемещаются по разным программам, то здесь без агентства мне не обойтись.

АЛЬБЕРТ: Я бы еще добавил, что очень важную роль в организации выездных мероприятий играет реальный опыт агентства. Зачастую одно то, что агентство уже проводило мероприятие в этой стране, на этой конкретной площадке, играет решающую роль в успехе проекта, потому что позволяет предвидеть возможные ошибки. С другой стороны, мы все прекрасно понимаем, что от мероприятия к мероприятию мы передаем свой опыт и знания заказчикам, что обеспечивает их профессиональный рост.

Кроме того, многие сотрудники агентств переходят на работу к заказчикам, когда у них формируются департаменты по организации мероприятий. Все это, безусловно, позволяет корпоративным клиентам успешно реализовывать проекты самостоятельно, не привлекая агентства. Наверное, мы медленно, но верно идем к тому, что функция агентства сведется к консультированию и экспертизе.

ТАТЬЯНА: Думаю, еще долго этого не произойдет по той простой причине, что еще один огромный резон клиентов для работы с агентствами — это кредитование. DMC — это, как правило, маленькие компании, которые не смогут кредитовать цикловые совещания на несколько сотен человек. Поэтому пока связка «клиент-агентство-подрядчик» сохранится.

ОКСАНА: У нас в компании есть отдел, занимающийся организацией мероприятий. Все российские проекты мы делаем самостоятельно, включая креативную часть — мы придумываем и реализуем свои идеи. По зарубежным проектам сотрудничаем с агентством. Тендеров между агентствами на каждый проект мы не проводим, у нас есть два аккредитованных агентства, каждое из которых сильно в определенных сервисах. Зная эти сильные стороны, мы и распределяем между ними наши запросы.

ТАТЬЯНА: По своему опыту могу сказать, что мы очень редко получаем запросы от непосредственных заказчиков. И думаю, это не станет тенденцией. Из огромного множества клиентов я знаю только три компании, которые делают зарубежные проекты самостоятельно. Для этого у них есть отдельные профессиональные менеджеры, которые регулярно ездят в FAM-трипы и изучают направления. Это российские компании, где есть один конкретный владелец бизнеса, что существенно упрощает договорную компанию с иностранными поставщиками.

В целом же среди компаний с собственными event-отделами я заметила такую тенденцию: чем больше численность персонала компании и чем дальше от event-отдела руководство, тем менее профессиональны менеджеры. Ведь запрос на 17 направлений говорит именно о низком уровне профессионализма сотрудника, который не может самостоятельно проанализировать потребности и критерии проекта. Более того, этот сотрудник на следующий год снова запрашивает еще 17 направлений…

Друзья, хочу всех призвать к тому, чтобы не увеличивать количество собственной бессмысленной работы и работы ваших подрядчиков. Пожалуйста, сохраняйте, структурируйте и анализируйте получаемую информацию, чтобы в следующий раз запросить уже не 17, а хотя бы 7 направлений.


АЛЬБЕРТ: Коллеги, хочу вынести еще один вопрос на обсуждение, хоть он и не относится к основной теме совещания. Насколько мы готовы к предстоящему ЧМ по футболу и как будет функционировать MICE-рынок в июне и июле 2018 года?

ДАРЬЯ: Я хотела бы порадовать наших потенциальных заказчиков и будущих гостей и сказать, что сеть AccorHotels, наверное, единственная на отельном рынке, кто на сегодняшний день уже сформировал тарифы и условия бронирования. Насколько я знаю, большинство отелей вообще не выставляет номера на продажу, а многие имеют непрозрачную ценовую политику. Мы же, понимая, что наши отели будут пользоваться спросом, поскольку мы представлены во всех городах ЧМ, кроме Волгограда, продумали план продаж заранее, ожидая большого наплыва бронирований.

И действительно, после жеребьевки мы стали получать более 100 писем в день с запросами на отели во всех городах чемпионата. Мы даже создали специальный отдел, который отвечает за бронирования на этот период.

ИРИНА: Я пока ничего не могу сказать про тарифы на транспорт, так как никто из наших партнеров не сформировал и не опубликовал цены, особенно из тех, кто имеет допуски и аккредитации. От государства в нашей сфере никаких рекомендаций и ограничений не поступало. Но, безусловно, я предвижу огромный ажиотаж, и мы стараемся максимально к нему подготовиться.

АЛЬБЕРТ: Уже сейчас многие клиенты переносят или отменяют свои мероприятия, выпадающие на период чемпионата. Мой MICE прогноз 2018 на лето таков: нас неминуемо ждет небольшой период «заморозки», последствия которой сейчас сложно предсказать. Проведение любых проектов с середины июня до конца июля 2018 года трактуется клиентами как «нецелесообразное расходование средств», поскольку абсолютно все составляющие мероприятий существенно подорожают. В том числе и зарубежные проекты, кстати, вырастут в цене из-за перелетов, т.к. авиакомпании пересматривают свои тарифы как на внутренних, так и на международных рейсах.

ЛИНА: Коллеги, я предлагаю вернуться к этой теме на следующем заседании, уверена, что мы все будем уже располагать более детальной информацией и, наверное, даже конкретными кейсами. Благодарю всех за участие, за ваши мнения, комментарии и рекомендации. До встречи.

Другие статьи

По всем вопросам обращаться по телефону

8 (917) 584-39-39

Электронная почта

editor@miceandmore.org

Социальные сети

Адрес

1115404, город Москва, Муниципальный округ Бирюлево Восточное, улица 6-радиальная, дом 7/6, корпус 3, кв. 86

Номер лицензии

No ПИ No ФС 77 – 62901

Дизайн и печать журнала

MICE&more

Создание сайта —

GLYF

© 2017-2024 MICE&more. Все права защищены